Большинство современных радиаторов для автомобилей состоят из алюминия. Пару десятков лет назад они были в основном из меди или латуни. В 1980-х, только около 24% всех новых автомобилей были оборудованы алюминиевыми радиаторами. Сегодня этот показатель составляет почти 100 процентов. Почему произошел переход на алюминиевые радиаторы? Потому что алюминиевый радиатор гораздо легче, чем медно-латунные аналоги: 5 кг. против 15 кг - весьма заметная разница в весе. Алюминиевые радиаторы не содержат свинцового припоя (который относится к экологическим загрязнителям). Средний срок службы типичного алюминиевого радиатора составляет примерно от 10 до 12 лет, это на два-четыре года дольше, чем срок эксплуатации медно-латунных радиаторов. Кроме того, алюминиевые радиаторы дешевле в производстве. Радиаторы могут быть повреждены в авариях. Лобовое столкновение почти всегда наносит ущерб радиатору. Поэтому настоятельно советую вам, провести тщательный осмотр радиатора после аварии, особенно если речь идет о лобовом столкновении вашего автомобиля с каким-либо препятствием.
Повреждение радиатора
Радиатор может быть поврежден в результате вибрации, что в конце концов приводит к трещинам и течам на цистернах или швах радиатора. Радиаторы могут быть повреждены, если охлаждающая жидкость теплоносителя не содержит достаточную концентрацию антифриза, и внешние перепады температуры ниже точки замерзания этой жидкости. Когда жидкость замерзает, она расширяется, таким образом лед может повредить ваш радиатор и привести к утечке жидкости. Расположения радиатора на лицевой части автомобиля делает его уязвимым для любого камня или дорожного мусора, который может просочиться через решетку радиатора. Попавшая в радиатор грязь и камни может иметь тот же эффект, как если бы кто-то выстрелил дробью в ваш радиатор. Листья, камни и грязь могут накапливаться на поверхности радиатора и ограничивать воздушный поток в местах, которые могут привести к перегреву двигателя. Распыление воды или сжатого воздуха с задней стороны радиатора может очистить мусор и восстановить нормальный поток воздуха и охлаждение. Внутреннее засорение радиатора из-за накопления известковых отложений в системе охлаждения не так-то просто удалить. Загрязненные трубы могут быть обнаружены с помощью сканирования поверхности радиатора с инфракрасным термометром. Любой район, который прохладнее, чем прилегающая территория, когда двигатель нагрет и теплоноситель не протекает, и есть место загрязнения известковым налетом. Добавление охлаждения System Cleaner может помочь, но обычно оно требует профессиональную очистку радиаторов, чтобы удалить все загрязнения. В магазине вам могут демонтировать радиатор и прочистить засорение трубок, и нормальный поток воздуха восстановится.
В случае поломки любой детали, узла, в том числе радиатора вашего автомобиля, возможны следующие варианты:
- Заменить автомобиль.
- Заменить радиатор.
- Отремонтировать радиатор самому или с помощью знакомого.
- Сдать радиатор для ремонта в профессиональную мастерскую.
Некоторые автомобилисты выберут первый вариант, потому что позволяют финансовые возможности или потому, что автомобиль уже давно пора заменить.
Другие по этим же причинам заменяют радиатор на новый. Остальные будут ремонтировать сами.
Одни из них механики. Другие – люди с ограниченными финансовыми возможностями. Третьи просто не понимают, что радиатор не так прост, как кажется. Подавляющее большинство, как любителей, так и профессионалов, в конце концов, придут в мастерскую и доверят ремонт радиатора специалистам. В настоящее время выпускаются радиаторы: -алюминиевые, -медно-латунные, -сборные с пластмассовыми бачками. Любой радиатор – это сложный высокотехнологичный аппарат большой прочности и точности по геометрии. Это вызвано давлением охлаждающей жидкости до 0,2 МПа (200кг/см кв); кроме того, это нагрузки, связанные с перепадом давления, которые оказывают большой разрушающий эффект, чем более интенсивное, но постоянное давление. И, наконец, температура, которая может достигать +125 С. Словом, радиатор – один из ответственейших узлов автомобиля. Многие автовладельцы пытаются самостоятельно и, как правило, безуспешно ремонтировать радиаторы, что приводит к более высокой стоимости восстановления радиатора в мастерской. Иногда – к невозможности его ремонта. Приведем примеры неквалифицированного ремонта: Один из распространенных – заливание места течи эпоксидной смолой. Способ не приносит 100%-ной гарантии устранения течи. Ошибки, совершаемые при этом: нарушение пропорций при приготовлении смеси; возможна слабая термоустойчивость смолы. Пайка паяльником, паяльной лампой – требует навыка. Отсутствие оборудования для опрессовки приводит к тому, что цикл пайки, установки радиатора, опробования может повторяться несколько раз. В случае перегрева металла, например при пайке бачка, могут разгерметизироваться соты в местах примыкания, то есть появляются новые течи. Такой радиатор подлежит восстановлению со значительными затратами. Бывают случаи, когда при отворачивании сливной пробки или при снятии патрубка с горловины применяются слишком большие усилия. Результат – механическое повреждение сливной пробки или горловины. Ремонт методом «холодной сварки» является вынужденным, в случае если поломка произошла в пути. Срок службы такого радиатора 1-10 дней, в лучшем случае – один месяц. Некоторые автомобилисты для устранения микронеплотностей применяют герметик, заливая смесь в систему охлаждения. Редко когда течь прекращается, да и ресурс радиатора при этом уменьшается в 4-5 раз. Для ремонта радиаторов требуется специализированное оборудование, оборудование для опрессовки и соответствующая квалификация специалиста. Одной из сложных работ считается пайка сот. Не каждый медник справится с такой задачей. Проще заглушить соту – одну, другую, третью. Технически допускается глушение сот примерно на 10-20%, что не влияет на работу системы охлаждения. При таком ремонте ваш радиатор будет функционировать, но ресурс его службы уменьшится. Опытный аргонщик на Украине ,которых единицы , как правило, сохраняет соты, запаяв их. Такая работа считается ювелирной. Практика работы мастерских показывает, что при правильной эксплуатации автомобиля радиаторы работают по 10 лет и более. А в случае ремонта в специализированной мастерской «новая жизнь» радиатора продлевается на тот же срок.